Управление образования, культуры и спорта администрации Бутурлинского ьмуниципального района Нижегородской области
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ППО НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников "За дюжиной печатей" по "Слову о полку Игореве…"

Цель: Приобщение учащихся к истокам русского слова и русской литературы, культуре русского народа, развитие интереса к живому слову, воспитание патриотизма, любви к родному языку.

Оборудование: мультимедиа-установка, экран, ноутбук, презентация игры, 6 одноместных парт, магнитная доска, 6 лент с кармашками, печати, ватманы, фломастеры.

Заставка на экране.

1. Ведущий: Не подобало ли нам, други, начать старинным складом повесть об игре нашей по событиям нашего времени, а не по замыслу Боянову. Боян же вещий, если хотел кому песню слагать, то носился мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками: помнил он , молвится, битвы прежних времён. Тогда пускал он десять соколов на стаю лебедей, на которую сокол налетал, та первая песнь пела старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими, красивому Роману Святославичу. Боян же, братья , не десять соколов на стаю лебедей пускал, на свои вещие персты на живые струны возлагал, они же сами князьям славу рокотали.
Поведём же повесть эту от старого Владимира до нынешних отроков, которые напрягли умы волею своею и отточили сердца свои мужеством, исполнились ратного духа, навели свои мысли на игру нашу.
А игра эта, называемая "За дюжиной печатью", посвящена "золотому слову русской литературы" - "Слову о полку Игореве".

Представляем участников игры.

По алфавиту вызываются уч-ся, которые встают за столы. На столах номера от 1 до 6. Участники представляют себя, говоря о себе в 3 лице.

Ведущий: Условия игры. Участникам игры предстоит ответить на 12 вопросов, связанных со "Словом о полку Игореве". На обдумывание и на запись ответа даётся 30 секунд. За каждый правильный ответ - печать.
Тот или те, кто получит наибольшее количество печатей, должны будут ответить на главный вопрос игры.
Если же участников, ответивших на главный вопрос, будет несколько, то им дополнительно будут заданы вопросы.
Победитель должен остаться один.
Помогать вести игру будет наш Архивариус.

Сигнал начала игры

Ведущий: Время нашей игры пошло.
Время первой печати.
Слово нашему Архивариусу.
Архивариус. Внимание на экран.
1. "Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь закрывало; ночь, гремя ему грозою, птиц пробудила, свист звериный (их) в стаи сбил. Див кличет с вершины дерева, велит послушать земле незнаемой, Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуни, и тебе Тмутараканский истукан. А полокцы нетореными дорогами побежали к Дону великому; галдят телеги в полуночи, словно лебеди распуганные. Игорь воинов к Дону ведёт.

Отрывок из "Слова..". Ар-ус зачитывает.

Ведущий: Напишите современное название места, где стоял Тмутараканский истукан.

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов).

Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: (Таманский полуостров).
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время второй печати.
Слово нашему Архивариусу.
Архивариус: Внимание на экран. "Солнце светится на небе, князь Игорь - в Русской земле! Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Сёла рады, города веселы".
Ведущий: Вопрос. Назовите отчество князя Игоря.

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов).

Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: Святославич.
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время третьей печати.
Слово нашему архивариусу.
Архивариус: Внимание на экран. "А Игорева храброго полка не воскресить! По нём кликнула Карна, и Жля поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге. Жёны русские восплакались, причитая: "Уже нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не пркоснуться!"
Ведущий: Кто такие Карна и Жля?

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов). >Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: Погребальные боги славян.
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время четвёртой печати.
Слово нашему архивариусу.
Архивариус: Внимание на экран. "Тогда, при Олеге Гориславиче, засевались и порастали усобицами, погибали владения Даждьбожьего внука, в княжеских крамолах век людской сокращался; тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны каркали, трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь летеь на поживу. То было в те битвы и в те походы, а о такой битве не слыхано".
Ведущий: Внимание - вопрос: Какое отношение имеет Олег Гориславич к князю Игорю?

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов).

Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: Олег Гориславич был дедом князя Игоря.
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время пятой печати.
Слово нашему архивариусу.
Архивариус: Внимание на экран. "Поведём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который напряг ум волею своею и отточил сердце своё мужеством, исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую".
Ведущий: Внимание - вопрос: Какой закон нарушил князь Игорь, самостоятельно выступив в поход против половцев?

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов).

Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: Князь Игорь нарушил закон феодальной иерархии, т.к. не поставил в известность о своих действиях "старшего" в роде Олеговичей и "великого" среди русских князей Святослава Киевского.
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время шестой печати.
Слово нашему архивариусу.
Архивариус: Внимание на экран. Она дочь Галицкого князя Ярослава Осмомысла, вторая жена героя этого произведения. Вышла замуж около 1169 года и имела в браке с ним пятерых сыновей. По рассказу "Слова о полку Игореве", она тосковала и плакала о своём муже ранним утром на крепостной стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, моля их о помощи.
Ведущий: Внимание - вопрос: Назовите имя этой героини.

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов).

Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: Ефросинья.
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время седьмой печати.
Слово нашему архивариусу.
Архивариус: Внимание на экран. "На другой день в час ранний кровавые зори свет возвещают; чёрные тучи с моря идут - хотят прикрыть четыре солнца…"
Ведущий: Внимание - вопрос: Какой художественный приём использует автор в этом тексте? О каких "четырёх солнцах" идет речь? (

30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов).

Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: автор использует метафору; речь идёт о четырёх князьях, участниках похода на половцев: новгород-северском князе Игоре Святославиче, его брате Всеволоде из Трубчевска, сыне Игоря Святославича Владимире из Путивля, племяннике князей Игоря и Всеволода Святославе Ольговиче из Рыльска.
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время восьмой печати.
Слово нашему архивариусу.
Архивариус: Внимание на экран. "На рассвете в …………. потоптали они поганые полки половецкие и рассыпались по степи стрелами, помчали красных девок половецких…"
Ведущий: Внимание - вопрос: В какой день недели состоялась первая битва дружины князя Игоря с половцами?

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов).

Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: Пятница.
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время девятой печати.
Слово нашему архивариусу.
Архивариус: Внимание на экран. "На рассвете в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и рассыпались по степи стрелами, помчали красных девок половецких, а с ними золото, парчу и дорогие аксамиты. Покрывалами, накидками опашнями, и разными узорочьями половецкими стали мосты мостить по болотам и топким местам. Алый стяг, белая хоругвь, алый бунчук, серебряная палица - храброму Святославичу!"
Ведущий: Внимание - вопрос: Объясните значение подчёркнутых в тексте устаревших слов.

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов).

Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: Аксамит- бархат, обычно красного или фиолетового цвета,
Хоругвь- знамя с ликом Христа,
Стяг - знамя,
Бунчук - длинное древко с кистями и конскими прядями на заостренном конце, знак власти командующего войском.
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время десятой печати.
Слово нашему архивариусу.
Ведущий: Внимание на экран. Образы и мотивы "Слова…" встречаются в творчестве Радищева и Островского, Бунина и Брюсова. "Слово…" переводили Жуковский и Майков, Бальмонт и Заболоцкий. Оно вошло в историю русской музыки и русской живописи. Слово нашему Архивариусу.

(Репродукция картины "После побоища…")

Архивариус: Он воспитывался в вятской духовной семинарии. Двадцати лет поступил в Академию художеств, но курса не окончил. На личные средства отправился в Париж, и вскоре его произведения начали появляться на передвижных выставках; в большинстве случаев они были написаны на темы русских сказок и былин. Они были настолько самобытны и оригинальны, что раз, хотя бы мельком, увидавши, их не забыть всю жизнь. Особенно обращали на себя внимание его картины - "Витязь на распутье" и "После побоища Игоря Святославича с половцами" по описанию "Слова о полку Игореве".
Ведущий: Внимание - вопрос: Назовите автора этой картины.

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов).

Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: Виктор Михайлович Васнецов.
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время одиннадцатой печати.
Слово нашему архивариусу.
Архивариус: Внимание на экран. " Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел от него тьмою всех своих воинов прикрытыми. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина!.............................- сядем же, братья, на своих борзых коней да посмотрим - синего Дона!"
Ведущий: Внимание - вопрос: Восстановите пропущенную часть текста.

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов)

Ведущий: Правильный ответ.
Архивариус: Лучше изрубленным быть, чем полоненным быть.
Ведущий: Печати получают (перечисляет номера игроков).
Время двенадцатой печати.
Слово нашему архивариусу.
Архивариус: Внимание на экран. Известный прежде всего как книжный график, ксилограф Владимир Андреевич Фаворский(1886-1964) был создателем произведений во многих видах изобразительного искусства - в монументальной живописи (в техниках фрески, сграффито, мозаики), театрально-декорационной живописи, скульптуре, декоративном искусстве. Первые серьезные навыки в рисовании Фаворский получил в московской студии К. Ф. Юона. В 1905 году поступил в Мюнхенский университет. Вернувшись в 1907 году в Москву, Фаворский продолжил образование в Московском университете. Растущая потребность нового общества в иллюстрированной литературе подсказывала художнику основное направление творчества. В 1920-х годах им были созданы иллюстрации к книгам "Кремль. Свердловский зал" (1921), "Эгерия" П. П. Муратова (1921), "Домик в Коломне" А. С. Пушкина (1922), "Рассказы о животных" Л. Н. Толстого (1929). В 1950 году он создает наиболее "монументальную" свою работу этого периода - оформляет "Слово о полку Игореве"; затем иллюстрирует "Бориса Годунова" А. С. Пушкина (1954-1955).
Ведущий: Внимание- вопрос: Расположите иллюстрации в соответствии с композицией "Слова…"

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов)

Ведущий: Правильный ответ. Архивариус: (Боян, Затмение, Битва, Золотое слово Святослава, Плач Ярославны, Здравица).
4, 5, 6, 2, 3, 1.
Ведущий: В финал игры выходят игроки под номерами……..
Остальных прошу занять места в зале.
Ведущий: Настало время главного вопроса нашей игры. Слово Архивариусу.
Архивариус: Это произведение по праву считают вершинным явлением древнерусской литературы. Судьба его интересна и драматична. Список этого произведения был найден в начале 90-х годов 18 века известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. Текст произведения был в числе других приобретен у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского. В 1796 г. была сделана рукописная копия для Екатерины II. Первое издание этого произведения было осуществлено в 1800. Пожар Москвы 1812 года уничтожил оригинал списка этого произведения.
Ведущий: Внимание - вопрос: Каково полное название произведения, о котором сегодня шла речь?

(30 секунд. Звуковой сигнал. Игроки называют варианты ответов).

Ведущий: Правильный ответ.

Архивариус: "Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова".
Ведущий: Победителем сегодняшней игры становится участник под номером…

(Если будет несколько победителей, даются дополнительные вопросы).

Ведущий: Слово для подведения итогов и вручения заслуженных наград предоставляется методисту роо Митиной Елене Евгеньевне.

(Вручение наград).

Ведущий: Солнце светится на небе, а победитель стоит перед очами нашими.
Слава народу нашему русскому, создавшему "золотое слово русской литературы".
Слава вам, молодцы и девицы, проявившие ум и волю в игре нашей!
Да будут здравы учителя ваши, дающие вам знания!
Земле нашей, Руси-матушке, слава!
Аминь!

назад

Hosted by uCoz